Витамины для студентов в период сессии


Таблетки для памяти для студентов, витамины для студента

Институт, как известно место, где на самообучение приходится до 70% времени. Педагоги дают базовую информацию, а остальное, будь добр, прочти сам, а потом все это расскажи на экзамене. А если еще что-то пропустил по болезни или прогулял, то нагнать еще сложнее. Сессия может стать поводом для постоянного стресса, появляется хроническое недосыпание, возникает чувство бесконечной усталости. Вот и начинают студенты, готовясь к ней искать способы, как вызвать халяву или стать гением науки за пару недель, чтобы не провалиться на экзаменах. Последний способ, кстати, становится все популярнее у студентов – выпил таблетку, и пара учебников за ночь улеглись в голове. На фармацевтическом рынке представлен сейчас широчайший ассортимент препаратов, которые могут помочь запомнить большие объемы информации, активизировать работу мозга.

Что такое память

Это способность человека на протяжении всей жизни получать, хранить и воспроизводить информацию, полученную из окружающего мира.

Память бывает:

  • кратковременная – все запоминается быстро, буквально «на лету», но прим это все также легко и забывается;
  • долговременная – запоминание информации дается с трудом, но уж если она отложилась в голове, то это надолго и вспомнится легко в нужный момент.

Основные причины ухудшения памяти:

  1. Травмы и болезни, затрагивающие головной мозг.
  2. Хронические заболевания, которые влияют на работу мозга.
  3. Недосып, стресс, умственное и физическое перенапряжение.
  4. Вредные привычки – алкоголь, курение, наркотики
  5. Изменения, связанные с возрастными особенностями.

Для улучшения памяти можно принимать комплексы витаминов, минералов и аминоксилот, БАДЫ и специальные лекарственные препараты для улучшения памяти.

Лекарственные препараты отпускаемые без рецепту

«Биотредин».

В состав этого препарат входят два вещества – витамин В6 и L-треонин (аминокислота, которая не вырабатывается в организме). Прекрасно помогает повысить внимание, стимулирует мозговую деятельность и укрепляет нервную систему. Выпускается в таблетках.

Одна таблетка содержит: 0,1 г L-треонина и 0,005 г пиридоксина гидрохлорида (Витамина В6).

Способ применения: взрослым по 1 таблетке 2-3 раза в день в течение 10 дней. Можно пропивать курсом 3-4 раза в год.

«Гинкго билоба форте» (аналоги - Витрум Мемори; Билобил форте, Гинкогинк, Гинкор прокто, Гинкоум, Гинос, Танакан, Терра плант Гинкго).

Является растительным препаратом, который содержит экстракт листьев растения Гинкго Билоба. Его рекомендуется применять при больших умственных нагрузках, повышенной рассеянности. Хорошо влияет на сосуды головного мозга. Выпускается в таблетках.

Состав: экстракт гинкго билоба, зеленый чай, пыльца цветочная, лук сушеный, лактоза моногидрат, стеариновая кислота, стеарат кальция, поливинилпирролидон.

Способ применения: взрослым по 1 таблетке два раза в день во время еды в течение месяца. Прием можно повторять 2-3 раза в год.

«Глицин».

Таблетки для рассасывания. Этот препарат на основе аминокислоты считается самым безопасным среди остальных аналогичных средств и доступным по цене. Эффективен при больших эмоциональных и умственных перегрузках, бессоннице, стрессах, рекомендуется всегда студентам во время сдачи сессии. Выпускается в виде порошка или таблеток.

Состав: заменимая аминокислота

Способ применения: взрослым по 100 мг три раза в день в течение месяца.

«Аминалон».

Помогает усваиваться глюкозе в организме, улучшает память и внимание. Выпускается в таблетках (0,25 г).

Состав: гамма-аминомасляная кислота (ГАМК)

Способ применения: взрослым до еды 0.5 грамма два раза в день, через 5 дней можно увеличить дозу до 1 грамма два раза в день.

Также стоит обратить внимание на спиртовые настойки элеутерококка, лимонника китайского и родиолы розовой. Они обладают прекрасным тонизирующим эффектом, отлично стимулируют работу мозга, а следовательно улучшают память и внимание.

Лекарственные препараты отпускаемые по рецепту

Сегодня очень популярны такие допинг-препараты для мозга, как ноотропы (пирацетам, энцефабол, фенотропил, винпотропил).

Пирацетам.

Самый известный препарат из линейки ноотропов. Выпускается в капсулах и ампулах.

Состав: ноотропное средство пирацетам.

Способ применения: взрослым от 400 до 800 мг три раза в день, перед приемом пищи. Суточная доза - 30-160 мг/кг – два раз в сутки.

Энцефабол.

Выпускается в таблетках. Способствует восстановлению процессов в тканях мозга, стимулирует умственную активность и улучшает память.

Состав: содержит активный компонент пиритинол

Способ применения: суточная доза для взрослых не должна превышать 600 мг. Пить препарат можно курсом до 12 недель.

Фенотропил.

Выпускается в таблетках. Оказывает сильное воздействие на способности к запоминанию, ускоряет мыслительные процессы, повышает работоспособность.

Состав: ноотропный препарт фенотропил

Способ применения: взрослым по 100-200 мг 1 раз в сутки утром в течение двух недель сразу после еды.

Они быстро действуют, значительно увеличивают выносливость, позволяют легко переносить большие умственные нагрузки и стимулируют память. Но все эти средства продаются в аптеках строго по рецепту, и принимать их желательно под наблюдением врача.

Витамины и аминокислоты

Эффект от приема этих веществ появится не моментально, поэтому об их приеме стоит позаботиться за несколько недель до сессии.

Витамины группы В считаются главными помощниками в борьбе с забывчивостью. Например, только витамин В3 может улучшить память более чем на 40%. Пить их рекомендуется за месяц до начала сдачи экзаменов. За этот время в организме сформируется необходимый запас витаминов и информация будет легче запоминаться. Также во время учебы всегда стоит уделять большое внимание наличию в рационе продуктов, богатых витаминами группы В (крупам, творогу, сметане, молоку, картофелю, мясу, рыбе, яйцам, морепродуктам, печени, бобовым, птице).

Как и витамины, аминокислоты являются природными веществами. Одна из самых известных аминокислот, которая способна значительно улучшить память и внимание - жирная кислота ОМЕГА-3. Она содержится в большом количестве в жирных сортах рыбы, а также выпускается в форме специальных препаратов, которые содержат рыбий жир лососевых.

В списке аминокислот, способствующих наилучшему запоминанию – пролин, тирозин, глутаминовая кислота, глицин и т.д. Часть из них в человеческом организме вырабатывается самостоятельно, поэтому питание обязательно должно быть полноценным и сбалансированным. Аминокислоты можно также пропить вместе с витаминами за три-четыре недели, до ожидаемых умственных нагрузок.

Коэнзим Q10 – вещество, которое вырабатывается в организме при правильном питании, является настоящим энергетиком для мозга. Именно его недостаток сильно влияет на концентрацию, внимание и кратковременную память.

Нельзя принимать:

Психотропные вещества (ЛСД, амфетамины и другие). Они дают моментальный эффект, позволяют не спать несколько ночей подряд и запоминать большие объемы информации с одного раза. Но после приема таких высокоэффективных препаратов могут возникнуть необратимые изменения в мозге и здоровье будет нанесен непоправимый вред.

Примечание от «Биолаб»: Биодобавка «Кавесан» способна оказать помощь в улучшении работы мозга и памяти у студентов. Поскольку «Кавесан» является биодобавкой, его можно использовать как для профилактики, так и в комплексной терапии в качестве дополнительного средства. «Кавесан» служит источником нуклеиновых кислот, которые восстанавливают структуру клетки и укрепляют организм в целом.

kavesan.ru

Вещества для студентов

Сессия — это постоянное недосыпание, стресс, переживания и усталость. Конечно, при такой нагрузке ухудшаются работоспособность, концентрация и память. Обычно студенты просто стараются «пережить» этот период. Однако в последнее время у американских и европейских студентов все большие обороты набирает тенденция бороться с вышеперечисленными проблемами с помощью особых препаратов. Мы говорим о ноотропах — психотропных средствах, которые принимают больные с синдромом дефицита внимания и нарушениями памяти. Как выяснилось, на здоровых людей они тоже действуют: улучшают концентрацию и память, а также повышают работоспособность. Как выяснилось, наши студенты не боятся фармакологии. Речь именно о студентах: мы опросили 250 человек, но ни одна из студенток так и не призналась в приеме ноотропов. Судя по всему, студентки относятся к искусственным способам улучшить свои результаты на экзамене с опаской, и предпочитают традиционные методы борьбы с усталостью. «Учёба.ру» изучила, что употребляют студенты во время сессии, и составила список самых популярных препаратов. Мы не призываем употреблять их (во всяком случае, без соблюдения всех медицинских предостережений), но приводим комментарии тех, кто провел над собой эксперимент и использовал препараты для лучших достижений в учёбе.

Перед приемом препарата посоветуйтесь с врачом.

Немедленно прекратите прием любого препарата, если вы почувствовали недомогание.

Редакция не призывает и не рекомендует применять какие-либо препараты, а также не несет ответственности за результаты этого применения.

Глицин

Аминокислота, которая оказывает антидепрессивное и успокоительное действие. Глицин уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность и конфликтность, улучшает социальную адаптацию и настроение, облегчает засыпание и нормализует сон и, главное, — повышает умственную работоспособность. Глицин прописывают при стрессовых состояниях, снижении умственной работоспособности, различных функциональных и органических заболеваниях нервной системы, сопровождающихся повышенной возбудимостью и эмоциональной нестабильностью, снижением умственной работоспособности и нарушением сна, а также при неврозах. Глицин можно получить в ходе гидролиза белков или путем химического синтеза.

РГМУ им. Пирогова

Я принимаю только глицин. Он стимулирует процессы памяти. Кроме того, благодаря ему я лучше реагирую на стрессовые ситуации ( сессии, госы, диплом). Тем не менее, ничего особенного глицин не дает. Эффект практически не заметен. Мое личное мнение — он обладает эффектом плацебо.

РГМУ им. Пирогова

Я принимал только глицин. От него не было никаких ощущений, скорее, я его использовал в качестве плацебо. Может быть, он и оказывает воздействие, достоверно сказать не могу, но экзамены и сессию я замечательно сдавал как с глицином, так и без него, и различий не заметил.

РГМУ им. Пирогова

Мне не доводилось принимать ничего сильнее глицина. Когда я принимал этот препарат, улучшалась концентрация, восприятие материала и общий тонус ЦНС. Это было редко, только перед экзаменами, точно уже не помню. Побочных эффектов не было.

РУДН

Я один раз пил глицин на первом курсе. Его нужно было пить курсом, но мы выпили целую горсть за 16 часов до экзамена. Он перестал действовать только после экзамена. Как итог — спать не хотелось совсем. Думаю,сыграла роль еще и большая порция адреналина. Тогда мы были необразованными провизорами, теперь-то я знаю, как, когда и в каких количествах употреблять этот препарат.

РУДН

Я употреблял глицин, это было еще в школе перед экзаменами. Он никак на меня не действовал, скорее, это было действие на уровне самовнушения. Глицин как аминокислота не может снимать стресс, но то же самовнушение убеждает людей,что он помогает, главное — это верить и успокаиваться.

РУДН

Я употреблял только глицин. Выраженного эффекта не ощущается, но нормализуется сон — становится глубоким, просыпаешься отдохнувшим и быстрее запоминаешь материал. Дозу не превышал, поэтому минусов или побочных эффектов назвать не могу.

Фенотропил

Был разработан в качестве психостимулятора нового поколения, способного повышать психическую и физическую работоспособность космонавтов на различных этапах космических полетов. По некоторым данным, оказывает выраженное воздействие на память, активирует интегративную деятельность головного мозга, улучшает концентрацию внимания и умственную деятельность, облегчает процессы обучения, ускоряет передачу информации между полушариями головного мозга, регулирует процессы активации и торможения центральной нервной системы, якобы улучшает настроение.

РГМУ им. Пирогова

Я принимал фенотропил. Плюсы от приема этого препарата — повышение общего тонуса, улучшение памяти, усидчивости, подготовка к сессии ускорилась в несколько раз. Единственный минус — повысилась раздражительность. Кроме того, меня начала мучить бессонница. Я принимал по одной таблетке в течение 30 дней, сейчас больше не принимаю — прошел курс, а «садиться» на препарат не хочу.

РГМУ им. Пирогова

Первый приём фенотропила подтвердил возможные побочные эффекты — ощущение тела: замедление дыхания, сильное расслабление, тепло в теле, и каждый электронный импульс от клеток как внешнего, так и внутреннего эпителия чувствуется более точно, мозг несколько рассеянно относится к тому, что происходит вне его, и больше информации получает изнутри, но это в ноотропных препаратах длится не более трех суток при курсовом приёме. Даже повышение дозы приёма препарата не даёт тот первый эффект. Также я испытал ощущения как при приёме тетрогидроканабиолов (вещества,содержащиеся в конопле), но после прочтения информации об остальных препаратах той же фармакологической группы я понял, что ноотропил лучше. Дальнейший курсовой приём вызывал слегка агрессивное и непринуждённое отношение ко всему происходившему вокруг, радовало повышение АД(артериального давления) — это очень сильно помогало с утра собраться и действовать по намеченному пути. Курс был закончен неделю назад, через неделю планирую повторить, но уже ноотропил. На уровне студенческого финансового положения не радует цена, одна таблетка стоит 27 рублей.

МГМУ им. И. М. Сеченова(бывш. ММА им. Сеченова)

Я принимал фенотропил во время подготовки к экзаменам, двухнедельный курс. В результате у меня была повышенная концентрация и, как следствие, повышение активности и улучшение памяти. Я принимал по одной таблетке утром и вечером, побочных эффектов не было. Конечно, повышенная концентрация до позднего вечера не может не сказаться на успеваемости.

МГМУ им. И.М.Сеченова(бывш. ММА им. Сеченова)

Я употреблял ноотропы, и не только для улучшения учебы. Эффект, который они на меня оказывали — прояснение сознания за счет лучшего кровоснабжения, лучшего захвата глюкозы и кислорода тканью мозга. Ничего сверхъестественного, внутренняя энергия при этом не затрагивается. Из всех препаратов, что я пробовал, самый эффективный — это фенотропил. Кроме него я еще пробовал ноотропил , но его мне назначил врач. Он менее эффективен: эффект наступает медленнее, то есть он для систематического употребления. Фенотропил быстрее дает эффект, что и нужно студенту.

РУДН

Я только один раз попробовал фенотропил. Эффект — болела голова, результаты лучше не стали, была сонливость. Положительных эффектов я не наблюдал. Советую не употреблять.

Пирацетам

Первый в истории (с 1972 года) и основной представитель группы ноотропных препаратов. Кстати, в большинстве стран мира, включая США и страны Западной Европы, пирацетам и другие ноотропы не зарегистрированы в качестве лекарственных препаратов, так как их эффективность не была доказана в контролируемых исследованиях. При этом в России и некоторых других странах пирацетам широко применяется в клинической практике для лечения множества неврологических, психиатрических и других заболеваний. Он якобы оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, защитное действие при повреждениях головного мозга, якобы улучшает интегративную деятельность мозга. При этом не оказывает успокоительного и психостимулирующего действия.

МГМУ им. И.М.Сеченова

Как-то раз купил упаковку пирацетама, и, честно говоря, никаких ощущений. Принимал по инструкции, никакого значимого эффекта не было. Максимум, субъективный... Приходилось много учить, объёмы большие, но информация воспринималась в таких же количествах, как и без препарата. Принимал его около двух недель.

РУДН

Пирацетам дает слабопсихостимулирующий эффект, усиление когнитивных функций по шкале от 1 до 10 примерно — 3. Фенотропил дал обратный эффект — усталость, хотелось спать, несмотря на наличие в его составе модуляторов. Кроме того, я употреблял кофеин, в том числе, в составе энергетических напитков. Эффект зависит от дозы кофеина и примесей в энергетике (таурин, гуарана и другие). От всех ноотропов эффект слабый или обратный. Ноотропы не созданы для того, чтобы повышать когнитивные функции здорового мозга: их применяют после инсультов и других, грубо говоря, поражениях головного мозга.

Винпотропил

Этот ноотропный препарат якобы оказывает положительное воздействие на обменные процессы в клетках мозга, якобы улучшает интегративную деятельность головного мозга и способствует укреплению памяти. Не обладает успокоительным и психостимулирующим влиянием. Применяется при заболеваниях центральной нервной системы, сопровождающихся снижением интеллектуальных функций и функций памяти.

МГУ им. М.В.Ломоносова

Я употреблял ноотропы, но это было более по медицинским показаниям, нежели чем для стимуляции. Я принимал винпотропил, а далее пил пирацетам. Из эффектов могу отметить, пожалуй, лучшую концентрацию внимания. Помимо внимания, больше ничего не отметил, хотя слышал, что из-за фенотропила люди могли спать меньше и учить больше. Пирацетам я пил уже меньше, а эффект был такой же, как и от винпотропила, если не слабее. Кстати, винпотропил мне прописали врачи, а пирацетам я начал принимать сам.

Карнитон

Ноотропы — не единственное, что используют наши студенты. Карнитон — не лекарственное средство, а биологически активная добавка к пище. Он применяется при недостатке сна, анемии, депрессии, переутомлении. Карнитон активирует внутреннюю энергию, и благодаря этому борется с усталостью. Это происходит с помощью L-карнитина, который содержится в большинстве клеток организма и участвует в процессе производства энергии. Кстати, этот препарат также применяют при синдроме хронической усталости.

РУДН

Пока я учился, принимал только карнитон. Учиться в меде — значит очень много учиться! В результате самочувствие было лучше, так как карнитон стимулировал метаболизм и весь организм работал быстрее. Плохо было только когда прекращал его принимать, организм тяжело переносил возвращение к обычному ритму. Принимал его 10 дней с большими перерывами. Когда совсем тяжело становилось, начинал заново. Побочных эффектов от него не было.

www.ucheba.ru

Как активизировать мозг перед экзаменом

Приближается сезон экзаменов и сессий. Существуют ли действенные и, главное, безопасные способы улучшить работу мозга и активизировать память?

ЭКСПЕРТЫ:

Константин Анохин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;

Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

«Виагра для мозга»

Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.

Ноотропы — препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».

Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память.

Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но… «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, — говорит Константин Анохин. — Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».

В любом случае ноотропы — не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты — раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.

Ночь перед экзаменов

Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке — но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты… Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные — гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, — говорит Марьяна Безруких. — Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

Диета вундеркиндов

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.

Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 — от 300 до 1000 мг.

Другой важный компонент — белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин — важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.

Важный показатель — количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC — Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.

Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.

Для работы мозга важны два фосфолипида — лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.

Повторять!

У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.

Если надо запомнить текст:

  • первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
  • второй раз — через 15–20 минут;
  • третий — через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
  • четвертый — на следующий день.

Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):

  • второе повторение — через 40–60 минут;
  • третье — через 3–4 часа (в день запоминания);
  • четвертое — в течение следующего дня.

Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности — глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза — главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.

Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, — утверждает Марьяна Безруких. — Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».

Как выстроить график подготовки

Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.

Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут. После этого необходим 10-15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв — время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…

Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, — замечает Марьяна Безруких. — Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».

После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и… как минимум час-полтора погулять! «Сэкономить на прогулке — значит, украсть это время у самого себя, — говорит Марьяна Безруких. — Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».

Вернувшись, можно снова сесть заниматься — еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше — отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», — утверждает Марьяна Безруких.

Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

Как лучше запоминать

«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, — говорит Марьяна Безруких. — Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект — выделяет для себя основные пункты».

Что любит наша память

Информация легче запоминается, если: 1) она интересна, спорна или неожиданна; 2) эмоционально окрашена; 3) наложена на уже имеющиеся знания; 4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды — в планетарии, а не по учебнику);

5) запоминание происходит в процессе какого-то физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты — то есть результат своей осмысленной проработки.

Поможет и мнемотехника — набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп — 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию — например, 1917 — год Октябрьской революции, 911 — телефон службы спасения, 1204 — день и месяц первого полета в космос, 495 — код Москвы — то информация запомнится быстро и надолго. «Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… — говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. — Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».

Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», — уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции — тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки — дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», — соглашается Константин Анохин.

Выводы

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее. 2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом — время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить. 3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

zdr.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

doctor.kz

10 советов по питанию во время сессии

Сессия – время для студентов, когда поистине начинается учеба. Чтение книг через строчку, поиск конспектов и литературы, сдача долгов… В таком ритме точно не до правильного питания. Успеть бы схватить булочку, запить колой и вперед. А ведь еда во время сессии становится топливом для активности мозга. И если вы желаете повысить свою продуктивность и быстрое усвоение знаний, то стоит обратить внимание на свои перекусы.

Вот несколько действенных советов грамотного питания в период зачетов и экзаменов.

1. Для ума необходим такой минерал, как железо, и витамины группы В. Первое содержится в красном мясе, зерновых культурах, яблоках . Вторые попадут к вам в организм с молочными продуктами, яйцом, рыбой . Кстати, творожок, йогурт, кефир могут стать полезным перекусом.

2. Отказываться от полноценной еды, но пить витаминный комплекс не выход, т.к. последнее всего лишь биологически активная добавка. Конечно, от них отказываться не стоит, но пища принесет вам куда больше энергии. Когда готовитесь к экзаменам вне дома, захватите с собой банан, яблоко или курагу .

3. Старайтесь кушать все же через определенные промежутки времени . Это позволит вам не только поддержать уровень энергии на требуемом уровне, но и избавит вас от перекусов, которые только пагубно сказываются на пищеварительной системе.

4. Кушайте по-немного, но часто . Трехразовое питание с огромными порциями - пережитки прошлого.

5. Завтрак должен быть обязательно . Только это не кофе с бутербродом. Вообще, не стоит злоупотреблять кофе во время сессии. Все к чему это приведет, это к излишней нервозности и нарушению сна. Отличным энергетическим завтраком будут мюсли с молоком или йогуртом.

6. Фрукты перед экзаменами должны стать вашими лучшими друзьями . Апельсины, мандарины способствуют лучшему восприятию новой информации. Ананас поможет запомнить как можно больше.

7. Старайтесь употреблять больше жидкости . Вам будет легче сосредоточится, но пейте не все подряд. Отдавайте предпочтение зеленому чаю, минеральной воде или фруктовым сокам.

8. Шоколад действительно заряжает энергией, но по сравнению с фруктами, эффект от него кратковременный. Затем же наступает ухудшение и требуется новая доза. Не зря в последнее время ученые результат от шоколада сравнивают с никотиновой зависимостью .

9. Если чувствуете излишнюю усталость и раздражительность, съедайте каждый день по половинке репчатого лука . Он разжижает кровь, что позволяет мозгу получать больше кислорода. Только не кушайте его перед встречей с преподавателями, думаю, сами понимаете почему.

10. Составьте себе список не трудных в приготовлении, но полезных блюд. Рецептов таковых множество. Вот, к примеру, перед экзаменом приготовьте себе такой салат: тертая морковь, изюм, грецкие орехи, заправленные сметаной или растительным маслом . Думать точно станете быстрее.

Одно из оправданий у студентов на счет некачественного питания выступает аргумент в отсутствие денежных средств. Но все же два раза в год можно отщипнуть от стипендии денежек на полезные продукты. Тем более, это ведь во благо хороших оценок.

Кичко Алеся, специально для Oede.by

oede.by


Смотрите также